Современные определения IT вызывают затруднения в понимании даже у самих айтишников. Остановимся подробнее на раскрытии слова “сервис”, то есть службы, услуги, функции цифровой структуры.
Что может быть сервисом?
Бизнес в целом представляет единую систему, но чтобы ее автоматизировать приходится выделять отдельные элементы, разбивать на процессы. Документооборот, учет товара, хранение цифровых данных, передача информации, телефонная связь, определение местоположение курьеров - каждая часть общего функционирования компании может быть рассмотрена как служба.
Выделенная и строго очерченная бизнес-служба рассматривается с точки зрения IT как сервис, составной или простой.
IT сервисы характеризуется:
IT сервисы даже небольшой компании могут быть разнообразны и иметь множественные связи не только между собой но и с другими внешними сервисами:
Хорошая практика - это знать используемые сервисы и понимать для чего они нужны и какова их роль в бизнесе. Располагая подобными чертежами, можно составлять таблицы уровней критичности для бизнеса, стоимости эксплуатации, зонам ответственности и проводить качественный и количественный анализ IT структуры.
Небольшая иллюстрация:
Подключение интернет.
Обеспечивает: телефонную связь, отправку и получение документов ЭДО и 1С, работу электронной почты, эквайринг.
При отказе: невозможно будет проводить платежи по картам, не будет входящих и исходящих звонков.
Сервер информационной системы.
Обеспечивает: ведение клиентов, формирование заказов, платежных документов и учет складских операций.
При отказе: остановится обслуживание клиентов и обработка заказов.
На основе такого списка можно сформировать план мероприятий по ограничению ущерба при отказе сервисов, внедрить системы резервирования. Словом, заранее подготовиться к внезапным авариям и сделать бизнес компании более стабильным и управляемым.
Подробный список сервисов важен и при проектировании информационной структуры, при ее расширении и оптимизации. Можно считать, что перечень сервисов является основным организационным документом в IT сфере компании. Этот документ будет определять и перечень оборудования и логические связи вычислительной техники, информационные потоки и, в некоторой степени, функционал сотрудников, использующих IT структуру компании.